В школах нас всех учили, что следствием нарушения Пакта Молотова-Риббентропа (1939 год) стала Великая Отечественная война, когда Третий рейх вторгся на территорию СССР, совершил преступления, нарушившие абсолютно все мыслимые и немыслимые законы, акты, пакты, конвенции и т.д. и т.п. Нацистская Германия по полной программе ответила за свои злодеяния как страна, а Иоахим фон Риббентроп понес персональную ответственность с верёвкой на шее.
Более чудовищного вероломства и наплевательства на договорённости мировая история не знала, но в ней были не менее заслуживающие внимания случаи. О них и поговорим.
Московское восстание или Соляной бунт – 1648 год
Какой закон был нарушен: Налоговая реформа 1646 годаРусский бунт, беспощадный, но не бессмысленный!
Этот бунт был одним из восстаний в период правления царя Алексея Михайловича. Несогласия народа с законотворчеством вылились в хлебные бунты в Новгороде и Пскове (1650 г.), медный бунт (1662 год) и восстание Степана Разина (1667—1771 гг.).
Итак, второй монарх из династии Романовых взошел на престол в 1645 году. Вместе с ним к власти пришло обновлённое правительство, где очень влиятельное место занял Борис Морозов.
В начальный период своего правления царь начал разбираться в государственной казне и налаживать финансовое регулирование. Правительство в этом ему помогало, начав масштабное реформирование, чтобы увеличить казну и наладить систему сбора налогов.
В итоге вместо прямых налогов вводились косвенные налоги, одним из которых стал налог на соль. Как результат, стоимость её в торговой среде невероятно возросла: с пяти копеек до двух гривен.
Уже в конце 1847 года налог был отменён: сказался банальный дефицит из-за отказа продавать и поставлять соль.
Думаете, на этом всё? Правительство, отменив этот налог, стало собирать двухгодовые налоги за ранее отменённые подати — прежде всего с «чёрных» слобод, а значит дополнительно раскошелиться пришлось мелким торговцам, ремесленникам, служивым людям.
В начале лета 1648 года людскому терпению пришел конец. Когда царь возвращался с богомолья, на въезде в Москву его встретил разгневанный народ. Люди хотели передать правителю челобитную, чтобы государь разобрался и наказал главу Земского приказа, Леонтия Степановича Плещеева, организовал созыв Земского Собора и принял на нем ряд законов.
«Митинг», как это бывает у нас в стране, закончился тем, что стрельцы разогнали недовольных. 16 человек были подвергнуты пыткам, однако не за просто так — в сторону царской свиты летели камни и поранили слуг царицы.
На следующий день волнения продолжились: на площади у Кремля собирались люди, которые требовали рассмотрения челобитной. Борис Морозов своей властью приказал всех разогнать, но стрельцы словами попытались замять конфликт. Это только подкинуло дров в огонь народного возмущения, и он принялся громить боярские дворы, гостиные и дворянские ряды. И все это под аккомпанемент пожаров, которые тут и там вспыхивали в разных районах столицы.
На третий день ситуация накалилась так, что к митингующим обратился патриарх Иосиф вместе с другими отцами церкви. Со стороны светской власти были бояре во главе с Никитой Романовым, царским родственником и конкурентом Морозова за царское расположение.
Времена на дворе стояли жестокие, потому народ требовал не столько суда, сколько расправы над Плещеевым (был выдан и убит дубинами), над Назарием Ивановичем Чистым, главой Посольского приказа (убили, а потом разграбили его палаты в Китай-городе). Главу Пушкарского приказа, Петра Тихоновича Траханиотова судьба-злодейка тоже не пощадила: чиновника всё-таки казнили на Земском соборе, несмотря на то, что царь ранее отослал его на воеводство в Устюжну-Железнопольскую.
Не всё боярам пироватьЛютой смерти избежал тот, кто как раз не должен был: Борис Иванович Морозов, которого царь только 11-го июня (!) выслал в Кирилло-Белозерский монастырь. И уже через четыре месяца (!!) Морозов вернулся в Москву, однако он потерял свою силу: царь не хотел волновать народ и, наверное, желал уберечь своего боярина от лютой смерти. К слову, это никак не помешало Морозову активно участвовать в подготовке свода законов, который был актуальным вплоть до 19 века (!!!).
Соляной бунт имел два важнейших последствия:
- На двенадцатый день бунта Алексей Михайлович издал указ об отсрочке взимания недоимок, и этим сильно снизил градус общественного возмущения.
- После бунта вопрос о созыве Земского собора был бесповоротно решён: в 1649 году приняли Соборное Уложение.
Непомерные сборы и некомпетентные чиновники — два вечных стартовых механизма народного гнева. И как тут не нарушать законы, спрашивается?
Бостонское чаепитие – 1773 год
Какой закон был нарушен: «Чайный закон» парламента ВеликобританииЭто как в старой рекламе: «Побалуйся чайком»
Прежде чем понять, для чего людям было нужно «выпить» столько чая, надо знать истоки принятия «Чайного закона».
В то время экспортом напитка в Великобританию и колонии занималась Ост-Индская компания. В 1772 году страховой договор о возврате пошлин на чай прекратил действовать.
Британский парламент в этом же году разработал проект нового закона:
- нормативный акт сокращал расходы и оставлял десятую часть пошлин на импортируемый в страну чай;
- он также восстанавливал налоги на чай в пределах государства;
- кроме того, закон оставлял Таундшендскую пошлину в размере 3 пенсов.
Подобная налоговая нагрузка привела к резкому падению продаж. Хотя Ост-Индская компания продолжила возить чай в Великобританию, у неё на складах накапливались просто гигантские излишки, которые никому не были нужны. Это привело к тому, что компания в 1772 году оказалась в глубоком кризисе. Решить проблему можно было единственно за счёт отмены налогов (именно Тауншендской пошлины). Правительство тогдашнего премьер-министра Фредерика Норта подобного исхода не желало, потому что это означало бы их уступки колониям. За счет пошлин собирались деньги, выплачиваемые в качестве заработной платы губернаторам и судьям колоний. Это гарантировало их лояльность короне, а не лидерам колонистов.
Складские излишки можно было сократить, если начать дёшево продавать их в Континентальную Европу, но было опасение, что они вернутся в Великобританию, чтобы быть проданными по демпинговым ценам. В итоге было установлено, что лучше европейского будет американский рынок — оставалось найти способ продавать его дешевле голландского чая, передаваемого контрабандой.
В итоге правительство Норта приняло в 1773 году так называемый «Чайный закон» с одобрения тогдашнего короля Георга III. Нормативный акт полностью возвращал пошлины Ост-Индской компании за импорт чая в Великобританию плюс позволил компании возить чай колониям за собственный счёт. Так компания могла сбить цену, убрав из схемы посредников, покупавших чай оптово на лондонских аукционах. Теперь вместо посредника объектом продажи чая становился колониальный торговец, который получал партию чайного груза, а грузополучатели получали комиссионные выплаты. Самая соль была в том, что законом сохранялась Тауншендская пошлина на ввозимый в колонии чай.
Осенью 1773 года Ост-Индская компания отправила свои судна грузополучателям в Чарльстон, Нью-Йорк, Филадельфию и Бостон.
Судна перевозили свыше двух тысяч ящиков с грузом весом 60000 фунтов. И пока чай, покачиваясь на волнах, шел в пункт разгрузки, колонисты внимательно ознакомились с текстом закона. И он им не понравился.
Американская партия «Сыны свободы» развернула кампанию, в ходе которой планировалось либо убедить, либо заставить грузополучателей уйти в отставку. Ранее такое произошло с поставщиками печатей в результате отмены Акта о гербовом сборе в 1765 году.
Забегая вперед, скажем, что все колонии, кроме Массачусетса, добились своего: грузополучатели ушли в отставку или же корабли с полным грузом уплыли обратно в Англию.
Только в Бостоне развернулись настоящие «страсти». Местный губернатор, Томас Хатчинсон, убедил двух своих сыновей-грузополучателей не поддаваться требованиям протестующих.
Итак, в порт Бостона уже в конце ноября прибыл гружёный чаем корабль «Дартмут». Сэмюэль Адамс, лидер «Сынов свободы», призвал народ на митинг в здании Фанейл-Холла (оно до сих пор стоит в Бостоне и является исторической достопримечательностью). Приехало столько народа, что митинг перенесли в другое место.
По британскому законодательству корабль нужно было разгрузить и выплатить пошлины в течение 20 дней, иначе груз автоматически конфисковывается таможенными органами. Между тем, по итогам митинга приняли резолюцию, по которой капитан корабля обязывался отплыть назад без уплаты пошлины. Была назначена рабочая группа из 25 человек, которая следила за судном, чтобы чай на нем не был разгружен.
Хатчинсон не захотел дать «Дартмуту» уплыть, не расплатившись. Тем временем в порт Бостона вошли корабли «Бивер» и «Элеанор». «Уильям» был ранее разрушен штормом и по месту назначения не дошел.
И вот в последний день, когда «Дартмут» должен был разгружаться, 16 декабря, больше 5 тысяч человек собралось в крупнейшем здании колониального бостона — Old South Meeting House. После получения сообщения, что губернатор в очередной раз против отплытия кораблей, Адамс признал, что митинг оказался бессилен. Некоторые историки полагают, что его фраза была сигналом к акции. Однако после этого якобы сигнала Адамса люди еще оставались на митинге, к тому же он пытался заставить их не расходиться.
Тем не менее, народ покинул здание, чтобы начать действовать. Часть людей переоделись в индейцев племени мохок и раскрасили свои лица, как дикари. Лица раскрашивали, чтобы не быть узнанными, а переодевались так, потому что хотели отождествлять себя с Америкой, хоть и были подданными Его Величества.
Вечером того же дня группа в составе от тридцати до ста тридцати человек (включая будущего героя Американской революции, Пола Ревира) пробрались на «Дартмут», «Бивер» и «Элеонор» и сбросили в воду на потехе публике больше трех сотен ящиков с чаем.
Первоначально акция носила название «Бостонская чайная вечеринка»В итоге Хатчинсону пришлось отчитываться перед начальством из Великобритании и предпринимать меры по поиску и наказанию «Сынов свободы».
Премьер-министр Норт заявил, что если колонисты в течение полугода не импортируют чай, для них отменяется налог. В начале 1775 года Британия издала примирительное решение: оно отменило налоги для лояльных режиму британских колоний.
Тем не менее, реакционные круги подверглись притеснениям любых, кто сочувствовал колонистам. Правильство Великобритании ответило на чаепитие закрытием Бостонского порта и введением «Принудительных актов», или «Невыносимых законов».
Ряд колонистов (в их числе Бенджамин Франклин) считали, что порча чая должна быть оплачена, но их предложение было отвергнуто Нортом. Другие же поддержали акцию, даже ненадолго отказались от чая, заменив его ароматной настойкой из малиновых листьев или кофе.
Этот акт гражданского неповиновения стал одним из первых в цепи событий, пришедших к Войне за независимость США. Кто знает, что было бы, если бы Хатчинсон отпустил корабли без разгрузки и без выкидывания чая за борт...
Иск Шаляпина к СССР – 1930 год
Какой закон был нарушен: Закон об авторском правеВеликий Шаляпин
В истории СССР был только один случай — в начале существования страны, когда автор вернул свои деньги. И был им Фёдор Иванович Шаляпин. По ряду разногласий с властями он в 1922 году эмигрировал из Страны Советов и остался на ПМЖ во Франции.
Но до этого со своим другом, Максимом Алексеевичем Горьким, он написал книгу «Страницы моей жизни»:
Та самая книгаКнига увидела свет в СССР, и это не понравилось Шаляпину. Сам ли он, или с подачи умных людей, но подал иск в Коммерческий трибунал Парижа, чтобы советское правительство возместило ему ущерб за нарушение прав.
Истец нанял адвокатов, которые указали в исковом заявлении на факт публикации мемуаров Шаляпина без его на то согласия. В результате чего незаконная публикация нанесла ему урон в размере от 150 до 500 тысяч франков.
Также истец потребовал компенсации морального вреда в 200 тысяч франков (т.е. 100 тысяч американских долларов по обменному курсу 1930 года, или же полмиллиона долларов на сегодня!). Было известно, что это годовой (!) заработок Шаляпина, а размер зарплаты на одного человека в США в это время был примерно 1970 долларов в год.
Тут стоит иметь в виду, что тогда у Франции и СССР не было никаких соглашений о признании авторских прав. Плюс к этому молодое Советское государство только начало устанавливать дипломатические отношения с остальными странами. Тем не менее, Коммерческий Трибунал определил, что предоставленных документов достаточно, чтобы привлечь к ответственности Наркомат внешней торговли СССР за заключение контракта между Всесоюзным объединением «Международная книга» и французским издательством. Трибунал доказал, что иск касается коммерческих прав, в результате чего политические доводы о том, что правительство не отвечает за действия «Международной книги», более не рассматривались.
Уже через год, в феврале 1931-го, было вынесено окончательное решение об уплате со стороны СССР Фёдору Ивановичу Шаляпину десяти тысяч франков плюс судебные издержки. При этом никакой моральной компенсации артисту выплачено не было.
В этом деле есть два интересных момента. Во-первых, никто не знает, была ли сделана экспертиза рукописи, предоставленной истцом. Во-вторых, никто не отрицал, что Шаляпин писал книгу в соавторстве с Горьким.
Повторимся: случай этот был уникальным. В Советском Союзе всё считалось социалистической собственностью: авторского права фактически не существовало.
Когда во всю мощь в стране развернулась грамзапись, а именно выпуск пластинок фирмы «Мелодия», стало очевидным, что об авторских отчислениях не задумываются. До середины восьмидесятых годов выпускались альбомы Beatles.
Знали ли об этом Пол, Джон, Ринго и Джордж? Не думаю!И пластинки (неожиданно) меломанам не раздаривались, а вполне себе законно продавались.
Гуантанамо и деятельность властей США – 2013 г.
Какой закон был нарушен: Всеобщая декларация прав человекаЗато в масках!
На острове Куба есть залив Гуантанамо, где находится тюрьма, принадлежащая США. В этой тюрьме в специальных условиях отбывают заключение те, кого американские власти считают виновными в разных преступлениях, в т.ч. терроризме и экстремизме. Известно, что многие заключенные попадают в это ужасное место без предъявления обвинений.
Но люди не просто сидят в этом месте. Их пытают: не дают спать сутками, топят, избивают и связывают, изматывают громкой музыкой. Известно, что музыка американской рок-группы Metallica использовалась для пыток. Солист коллектива Джеймс Хэтфилд отпустил колкость на этот счет: «Мы мучили своих родителей и жён нашей музыкой много лет. Почему бы не помучить ею иракцев?». За это ему не раз прилетало от общественности и даже некоторых фанатов.
В 2008 году правозащитная организация Reprieve в рамках проекта Zero dB, посвящённого 60-летию Всеобщей декларации прав человека, сделала подборку из 33 песен, использовавшихся как пытки. Сборник получил название Guantanamo greatest hits.
Те, кто дал признания под пытками, подлежат смертной казни, а уж правду они сказали или оговорили себя — дело десятое. Эти зверства продолжались бы и дальше без сучка и задоринки, но началась цепь событий, вскрывших тайное.
В 2013 году экс-сотрудник американских АНБ и ЦРУ, Эдвард Сноуден, выдал на суд общественности данные, что спецслужбы США используют средства слежения за коммуникациями любого человека. Этим самым целое государство нарушает Статью 3 Всеобщей декларации прав человека:
Кажется, мы стали забывать...Чуть ранее не менее одиозная личность, Джулиан Ассанж, рассказал о нарушении прав человека в Гуантанамо:
/upload/medialibrary/d9d/sluchai-narusheniya-zakona-v-mirovoy-istorii-10.jpg Пример такого документа. Источник: KP.RUАссанж рассказал о нечеловеческих условиях содержания заключенных, прошелся по присутствию американского контингента в Афганистане, коррупционных скандалах в Кении и ситуации в Ираке.
11 апреля 2019 года власти добрались до Ассанжа, он был арестован. Мятежный Джулиан отбыл 50-недельный срок отбывания в британской тюрьме Белмарш, однако остаётся там «по особым причинам». Сообщалось, что там он подвергался систематическим психологическим пыткам. Трудно (или нет) представить, что ждет скандального интернет-журналиста после депортации в США.
Заключение...
….под стражу в ответ на нарушение закона часто является самым верным решением. Но что делать, когда закон нарушают власть предержащие или целые государства? Пожалуй, самыми жестокими потерями и карательными мерами устанавливать справедливость. И еще долго-долго устранять последствия.