Расстаться с собственным ребенком – смерти подобно. Это что такое нужно делать, чтобы тебе запретили воспитывать и растить свое чадо! Сегодня расскажем на звёздных примерах.
Немного об истории лишения родительских прав в России
Вплоть до 1917 года родительская власть была непререкаемой. Даже после отмены крепостного права, во вполне цивилизованные времена, Свод законов Российской Империи был неумолим.
От детей, даже если они страдали от родительских обид и оскорблений, согласно статье 168 главы «О власти родительской» не принималось «никакого иска, ни гражданским, ни уголовным порядком». Зато родители для исправления детей «строптивых и неповинующихся» спокойно могли применять домашние исправительные меры, а в случае неповиновения – упекать отпрысков в смирительные дома. Эта власть простиралась на детей «обоего пола и всякого возраста», так что истории о том, как батя мог выдрать за бороду великовозрастного сына – далеко не художественное преувеличение.
Тут не забалуешь!Впервые о лишении родительских прав по суду было упомянуто в Кодексе законов об актах гражданского состояния, браке, семье и опеке от 1918 года. Правда, в этом законе не было указано, на основании чего родителей могут лишить прав. Конкретика появилась чуть позже, в 1926 году. Основаниями для изъятия детей стали невыполнение родителями своих обязанностей, неправомерное осуществление ими своих прав, жестокое обращение с детьми. В 1969 году к ним добавились вредное влияние на детей аморального, антиобщественного поведения родителей, заболевание хроническим алкоголизмом или наркоманией. Заявления о лишении родительских прав имел право подавать прокурор, один из родителей или опекун ребёнка, а также государственные и общественные организации.
Сейчас основания для лишения родительских прав четко регламентированы. В статье нашего блога «Лишение родительских прав» рассказано, когда оснований для лишения нет, кто может подать иск о лишении прав, какие для этого нужны документы и какими будут последствия. А пока расскажем об известных случаях, когда знаменитые отцы и матери были лишены родительских прав.
Кортни Лав
Эксцентричная рокерша, создательница группы Hole, – талантливая актриса и музыкант. Но увы, в мире ее знают больше как вдову Курта Кобейна, наркоманку, истеричку и нерадивую мать, которую три раза лишали родительских прав.
Я думаю, Кортни Лав – жертва своего времени и своей же семьи. Первый раз она попробовала ЛСД в четыре года – добрый папаша угостил девочку. Неудивительно, что в атмосфере постоянных алкогольно-наркотических загулов родителей выросло то, что выросло. Наркотики вошли в жизнь Кортни еще с подросткового возраста. И, судя по всему, этот гибельный роман продолжается до сих пор.
Интересно, что поначалу Кортни пыталась бороться. В 16 лет она лишила собственную мать права опеки над собой. Девочка думала, что у неё-то все будет по-другому: «Я клялась, что никогда не буду такой, как моя мать. Но я именно такая. Она всё отправила к чертям, и я, получается, тоже».
Первый раз Кортни отличилась, когда дочери Фрэнсис не было и двух недель. Лав сболтнула, что употребляла героин во время беременности, её слова немедленно попали в газеты, и пара была лишена родительских прав. Потом они вернули право опеки, но в целом этим двоим было не до дочери – с собой бы разобраться. Есть мнение, что именно Кортни приучила своего знаменитого супруга к героину, но именно она потом и выхаживала его, была матерью, нянькой и другом.
Семья. Незадолго до смерти КуртаПосле смерти Курта в жизни Лав ничего не изменилось: она продолжала употреблять, периодически отлёживаясь в реабилитационных центрах. В 2003 году ситуация дошла до ручки: Лав была арестована, когда попыталась вломиться в дом своего бойфренда через окно. Под наркотиками, разумеется. Её вновь лишили родительских прав и передали опекунство над девочкой матери и сестре Курта.
Кортни пришлось пройти принудительный курс реабилитации, и через два года она вернула дочь. Фрэнсис на тот момент было 13 лет, она многое понимала и делала выводы. Счастье длилось недолго: уже через 4 года дочь сама (!) обратилась в суд с просьбой оградить ее от неадекватной мамаши. По словам подростка, мать постоянно употребляла таблетки, не ела нормальную еду, часто засыпала с сигаретой – словом, была опасной.
Конечно, такое решение далось девочке нелегко. «Когда моя мама на правильном и здоровом пути, она одна из самых весёлых, красивых, умных и добрых людей, которых я когда-либо встречала», – говорила Фрэнсис. Но инстинкт самосохранения оказался сильнее. В 2009 году очередной суд в третий раз лишил Кортни родительских прав и запретил приближаться к Фрэнсис.
Девушке было уже 17, почти взрослая. Вскоре она выпорхнула из-под крыла тёти и бабушки и начала самостоятельную жизнь. С матерью, пусть не сразу, но отношения восстановились: они вместе посещают мероприятия и занимаются общими арт-проектами.
Кортни и ФрэнсисНо увы, жизнь снова сделала замкнутый круг: в жизни Фрэнсис тоже был период зависимости. Девушка всерьёз увлеклась алкоголем, но в 2016 году смогла побороть зелёного змия. Надеюсь, хоть в третьем поколении этой семьи всё будет хорошо.
Чарли Шин и Брук Мюллер
А здесь у нас комбо. Известный актёр Чарли Шин и его бывшая жена Брук Мюллер явно не претендуют на звание родителей года. Оба скандалисты, оба зависимые. Про Шина вообще молчу – в анамнезе этого папаши шведская семья с порномоделями, ВИЧ-инфекция, обвинения в педофилии и прочие непотребные вещи. Удивительно, как в этот образ жизни вклиниваются дети.
И тем не менее детей у Шина много. Две дочки живут у первой супруги Дениз Ричардс, а мальчишки-близнецы… о, тут непростая история. Этих симпатичных пацанов уже окрестили маленькими бродягами Голливуда – много им пришлось помыкаться. Но обо всём по порядку.
Склоки в звёздном семействе начались еще лет десять назад. Брук Мюллер подала на Шина в суд, обвиняя его в том, что он угрожал ей и детям расправой (по её словам, хотел выколоть ей глаза во сне).
А с виду и не скажешь...Суд лишил буяна родительских прав, но всё оказалось не так просто. Сама Брук тоже не была невинной овечкой: злоупотребляла наркотиками и плохо влияла на детей. В итоге её тоже лишили родительских прав, отправили лечиться в клинику, а дети отправились… к первой супруге Чарли Дениз Ричардс! Ну просто Санта-Барбара!
На несколько месяцев в семье наступила тишь да гладь. Чарли и Брук решали свои проблемы, Дениз воспитывала пятерых детей – трёх своих и двух близнецов, Макса и Боба. Однако вскоре стало ясно,что новая мама не справляется. Близнецы вели себя отвратительно: били сводных сестёр, царапались, пытались задушить, мучили собак. Особенно свирепствовали пацаны после встреч с матерью, которая, напомню, находилась в реабилитационном центре.
Конечно, психика детей была нарушена с самого детства. Но и приёмную маму можно понять: Дениз попросила снять с неё ответственность, испугавшись за кровных детей. Мальчишек чуть было не отправили в интернат, но брат Брук (вы ещё не запутались, кто есть кто в этой семейке?) изъявил желание воспитывать их сам.
Какое-то время близнецы жили у него, потом из клиники вышла Брук и вернула себе право опеки. Сейчас мальчики живут с ней, но неизвестно, надолго ли. Не так давно она вновь попала в таблоиды, когда устроила драку с няней Боба и Макса. Судя по поведению женщины, она опять находилась в наркотическом опьянении.
В этой истории имя Чарли Шина вроде как и померкло. Напрасно: он про детей как раз-таки не забыл. Вернее, про алименты, которые им должен. Сначала горе-папаша обратился в суд с просьбой сократить до минимума размер алиментов – якобы его доходы резко упали и он больше не может платить такие огромные деньги. А потом, когда суд не пошел ему навстречу, похоже, и вовсе перестал платить: недавно Дениз Ричардс рассказала, что он задолжал детям уже более 450 тысяч долларов.
Джуди Гарленд
Если вам незнакомо это имя, вспомните первую экранизацию «Волшебника страны Оз». Вот она, маленькая Дороти образца 1939 года, которая шла навстречу судьбе по дороге из жёлтого кирпича.
Правда, завела ее эта дорога куда-то совсем не туда. Фабрика звезд не церемонилась с юными актёрами: из 16-летней Джуди выжимали все соки, заставляя работать по 18 часов в день. Не можешь работать – на волшебную таблеточку, взбодрись. Слишком много ешь – тебе нельзя, ты играешь маленькую девочку, на другую таблеточку от аппетита. Не можешь уснуть от нагрузок – возьми третью и не думай ни о чём.
Голливуд не только приучил юную актрису к таблеточкам, но и на всю жизнь внушил дикую неуверенность в себе. Это кажется странным: юную звезду должны были на руках носить и петь дифирамбы о ее таланте. Но всё было наоборот: ей говорили, что она никому кроме кино не нужна, называли маленькой горбуньей, гадким утёнком и проч и проч. Много ли надо подростку, чтобы разувериться в себе?
Однако цель оправдывает средства: в 1940 году Джуди получила заветный «Оскар» и стала суперпопулярной. Она играла в кино, театрах, выступала как певица. Но вот с личной жизнью был полный крах. Гарленд выходила замуж пять раз, её первая беременность закончилась абортом. Студия, муж и родители объединились и запретили ей рожать: успеешь ещё, сейчас думай о карьере. Джуди выпила таблетку, а затем еще несколько, и согласилась.
Ее первый ребёнок, знаменитая Лайза Минелли, родилась во втором браке. Поначалу обе были счастливы: Джуди окунулась в материнство, они с дочерью были очень близки.
Джуди ГарлендНо зависимость от таблеток превратилась в хроническую: актриса могла играть, только накачавшись наркотиками, у неё постоянно менялось настроение, начались нервные срывы, первые попытки самоубийства. Не заставили себя ждать и проблемы с работой: Джуди все чаще срывала съёмки, и в 1950 году студия MGM расторгла с ней контракт.
Всё это наблюдала маленькая Лайза, которой пришлось слишком быстро повзрослеть. Она самоотверженно ухаживала за младшими детьми, которые родились у Джуди в третьем браке, вела домашнее хозяйство, а заодно следила, чтобы Джуди сильно не напивалась. Несколько раз она буквально спасала ей жизнь, когда мамочка принимала слишком много таблеток и пыталась выброситься из окна.
Джуди становилась всё более опасной для окружающих. Третий муж при разводе лишил её прав опеки над детьми и начал воспитывать их сам. Лайза осталась с мамой и переехала в Нью-Йорк, где стала выступать вместе с ней. Конечно, девочка оставалась в тени звёздной матери. Ее постоянно сравнивали с великолепной Джуди, и одному богу известно, чего ей стоило стать самостоятельной творческой единицей. Особенно если учесть, что психика этого ребёнка была разрушена с детства, только не великим и ужасным Голливудом, а собственной матерью.
«Я слишком многое узнала, слишком быстро и слишком рано», – говорила ЛайзаВ конце концов и она сломалась, вычеркнув мать из своей жизни. Лайза не приехала к Джуди на её очередную свадьбу. Она не подходила к телефону, когда та звонила. И самое страшное – когда Джуди умерла, не дожив и до 50, ни один из родственников не пожелал участвовать в похоронах. Великая Джуди Гарленд три года пролежала в морге, прежде чем её наконец-то упокоили с миром.
Валентина Серова
Не обошла чаша сия и отечественных звёзд. Яркий пример – актриса Валентина Серова. Та самая, которой Константин Симонов написал проникновенные строки «Жди меня, и я вернусь…».
Серова стала знаменитой в 1939 году, когда на экраны СССР вышел фильм «Девушка с характером». Уже тогда алкоголь вошел в её жизнь – в лице первого мужа, лётчика Анатолия Серова, который был не дурак выпить. Валентина боролась с привычкой мужа, прятала его заначки, а иногда и выпивала вместе с ним. Не запоями, нет – так, легонько.
После смерти супруга Валентина очень тосковала, но время лечит – в её жизнь пришел Большой Человек, Константин Симонов. Он очень её любил, очень. Ради неё расстался с женой, усыновил ребенка от Анатолия, и в итоге они всё-таки расписались.
Они прошли вместе многоеОднако пить девушка с характером не прекратила – характер же. «У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…», – прозорливо писал ей Симонов.
А горя было много. Сын Анатолий был, мягко скажем, неудавшимся: еще подростком он ограбил и поджёг чужую дачу, и Симонов принял волевое решение отправить его в режимный детский дом, читай – колонию. Валентина очень корила себя за то, что не противостояла этому, и решала проблемы привычным способом.
Светлым пятнышком в жизни актрисы была дочка Маша, родившаяся у супругов в 1950 году. Но счастье длилось недолго: спустя 7 лет Симонов развёлся с Серовой, и во многом благодаря её алкоголизму. Актриса все чаще срывала съёмки, да так, что коллеги устроили товарищеский суд, требуя уволить звезду из театра. Напивалась и устраивала истерики. Порочила, в конце концов, репутацию Симонова, который взлетел в те годы очень высоко. И грянул гром. В своём последнем стихотворении, посвящённом Серовой, Константин поставил точку.
«Упрёки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не даёт стихов тебе писать».
Что ж, винить писателя в этом трудно. Больше того, они с матерью Валентины (известной актрисой Клавдией Половиковой) объединились, чтобы лишить её родительских прав. И лишили.
Семья распаласьТеперь Маша жила у бабушки – та была непреклонна и не разрешала дочери видеться с девочкой. Их квартира находилась на первом этаже, и бабушка запирала форточки и зашторивала окна, чтобы Машу, не дай бог, не увидела «эта». «Эта», тем не менее, приходила часто, приносила Маше гостинцы, а если не удавалось встретиться, долго стояла под окнами, и впечатления от свиданий с дочерью записывала в дневник.
Выросшая Мария не могла понять такого поведения бабушки и вспоминала, что Валентина зла на мать не держала. Когда та заболела, актриса приходила к ней в больницу, мыла ее, кормила и повторяла дочери: мол, как же иначе, это моя мать.
Потом Машу все-таки вернули матери: та сумела взять себя в руки, бросила пить и устроилась в театр Ленком. Но всё уже было не то, не так и не в то время. Очередной срыв – и все окончательно махнули на Серову рукой. А дальше был тлен, безысходность, случайные собутыльники и совсем уж страшные вещи. Серову нашли мёртвой в разграбленной квартире, с разбитым лицом, в полном одиночестве. Симонов прислал на похороны 58 роз – по числу прожитых лет, но попрощаться не пришёл.
Шинейд ОʼКоннор
Справедливости ради, не всегда причиной является зависимость одного или обоих родителей. Ирландская певица Шинейд ОʼКоннор много лет страдает от депрессии и биполярного расстройства.
Какое красноречивое фото!Из-за суицидальных наклонностей и диагностированного психического заболевания ОʼКоннор лишили родительских прав на сына Шейна и запретили общаться с другими тремя детьми. Это еще больше усугубило состояние певицы. «Видимо, я такая ужасная мать и человек, что меня все оставили… Я невидима. Моя семья ни во что меня не ставит», – писала она в соцсетях.
Конечно, с матерью, которая то и дело твердит о суициде, да и слова с делом не расходятся, детям будет нелегко. Шинейд страдала сама и отравляла жизнь детям. Её странные поступки мало вяжутся с образом любящей мамочки, которая хочет достойно воспитать детей. То она примет сан католического священника (официальная церковь была, разумеется, против), то заявит, что лесбиянка, то побреется налысо в знак протеста. А не так давно и вовсе приняла ислам и сменила имя на Шухада (в переводе с арабского – «мученица»). Между всеми этими увлекательными делами Шинейд ухитрилась родить четверых детей от разных мужчин и активно выступать.
К сожалению, не удалось найти информацию о том, общается ли сейчас Шухада со своими детьми. На ее сайте и в соцсетях нет общих фотографий, таблоиды тоже молчат.
Это одно из немногочисленных старых фото. Снимок со всеми четверыми детьми найти не удалосьЕще в 2015 году она обвиняла детей в «ужасающей жестокости» и многочисленных предательствах. Однако не так давно певица появилась на публике и извинилась за некоторые свои прошлые высказывания: это уже прогресс. Возможно, ей удалось забыть все обиды.
Понятно, что каждый живёт как может, а творческим людям вообще многое позволено, в том числе и эксцентричные выходки. Но грани разумного всё же должны быть, особенно если могут пострадать дети.