Отец нашей доверительницы Валентины в начале 70-х получил по ордеру, выданному исполнительным комитетом районного Совета депутатов трудящихся, квартиру в Москве и стал там проживать с матерью, женой и двумя дочерьми. Через 40 лет отец скончался и договор социального найма был заключен со старшей из дочерей Мариной, родной сестрой Валентины. В качестве членов своей семьи она указала своего сына, мать и сестру.
Через год наша доверительница вышла замуж и старшая сестра начала настаивать на том, что она должна съехать как можно скорее к своему мужу. На этой почве у сестёр начались скандалы, Марина буквально не пускала свою младшую сестру и даже свою мать в квартиру. Валентина была вынуждена съехать к супругу и забрать с собой пожилую маму. Сестра утверждала, что квартира принадлежит только ей и она вправе распоряжаться жилплощадью по своему усмотрению. Жить с мамой и сестрой она не желает. Хотя квартира была довольно большая, четырёхкомнатная.
Обращаем ваше внимание, статьёй 69 Жилищного кодекса РФ закреплено, что члены семьи нанимателя квартиры по договору социального найма имеют равные права и обязанности с нанимателем.
После смерти матери Валентина ушла от мужа. Никакой другой недвижимости в собственности у неё не было, поэтому она вернулась в квартиру к сестре. Однако Марина её совсем не ждала и всячески пыталась препятствовать её проживанию. Также вёл себя и сын старшей сестры.
Несколько раз она меняла замки, и Валентина не могла попасть в квартиру. Приходилось каждый раз вызывать специальную бригаду для вскрытия замка и потом устанавливать новый. Каждый такой выезд обходился около 10 000 рублей. Сестра начала устанавливать дополнительные замки, выставлять вещи Валентины из квартиры, физически её не пускать.
Целью такого поведения сестры была приватизация квартиры. Через несколько лет Марина теоретически смогла бы заявить иск в суд о выписке Валентины, утверждая, что она съехала добровольно, проживает на другой жилплощади, её вещей в квартире нет, соседи её давно не видели. И если бы младшая сестра не стала себя защищать, то суд бы её благополучно выписал, а Марина с сыном приватизировали бы на двоих четырёхкомнатную квартиру в Москве.
Ситуация усугублялась с каждым днём, как-то договориться и разрешить этот конфликт мирно не получалось. Поэтому Валентина обратилась за помощью к нам. Требовалось решить все разногласия сестёр в судебном порядке.
Судебная практика о вселении в квартиру
Наши юристы подготовили исковое заявление, в котором указали требования о вселении нашей доверительницы в квартиру, в которой она прописана, нечинении ей препятствий в пользовании жилплощадью и разделе коммунальных платежей в равных долях.
В данной квартире было прописано всего 3 человека, поэтому на Валентину следовало возложить 1/3 стоимости квартплаты и коммунальных платежей.
Валентина всегда исправно оплачивала коммуналку, даже в период, когда там не проживала, однако сестра всё равно находила к чему придраться. Также мы требовали в судебном порядке взыскать с сестры все судебные расходы и денежные средства, потраченные на замену замков.
Через суд можно возложить обязанность на управляющую компанию выдавать вам отдельные от других проживающих лиц квитанции на оплату квартиры и коммунальных услуг.
Однако старшая сестра была настроена воинственно и тоже заявила встречный иск к Валентине о выселении, взыскании стоимости сломанных замков и выдаче нового договора социального найма, без указания сестры в качестве члена её семьи.
Наша доверительница не участвовала в судебных заседаниях, её интересы представляли наши юристы, а ответчики, сестра Валентины и её сын, ходили в суд лично.
Ответчики не отрицали тот факт, что они не пускают нашу доверительницу в квартиру и возражают против её проживания там. Также они утверждали, что у неё есть другое место жительства, но сказать конкретно какое и по какому адресу они не могли. Вероятно, они говорили о квартире родителей её мужа, где Валентина проживала с мамой два года в период брака.
Также сестра представила заявление в полицию, которое она писала на Валентину. В документе было указано, что Марина считает спорную муниципальную квартиру своей собственностью и категорически против того, чтобы Валентина там жила. Естественно в возбуждении уголовного дела ей было отказано.
Мы заявили ходатайство о вызове в суд свидетелей: соседки, двоюродного брата сестёр и их общей знакомой. Все свидетели сказали о том, что Марина со своим сыном всегда были против проживания в квартире ныне покойной матери и сестры, часто не пускали женщин в квартиру, меняли замки и не давали им ключи, скандалили на лестничной клетке, выставляли их вещи.
По закону, если даже гражданин перестал быть членом семьи нанимателя квартиры, но продолжает там проживать, за ним сохраняются всего его права на жилплощадь, и он самостоятельно отвечает по всем своим обязательствам.
Может ли суд вселить человека в квартиру
Никаких законных оснований для удовлетворения требований Марины и её сына не было, поэтому суд им отказал.
А наши требования были удовлетворены судом практически в полном объёме. Суд решил вселить Валентину в квартиру и обязать Марину с сыном не чинить ей никаких препятствий в пользовании жилым помещением.
Управляющую компанию суд обязал выдавать нашей доверительнице отдельные платёжные документы на квартплату и коммунальные платежи, производить начисления на её имя в размере 1/3 доли. Также суд частично взыскал судебные расходы.
После оглашения решения ответчики были сильно возмущены и заявили, что будут жаловаться на несправедливого судью в вышестоящие суды.
Через некоторое время мы узнали, что они подали апелляционную жалобу в Московской городской суд.
Но и судебная коллегия ничего не изменила.
В апелляционном определении было указано, что Валентина законно вселена судом первой инстанции в жилое помещение и имеет все права на проживание в нём.
Ответчики же не представили никаких доказательств, что она съехала на постоянной основе в другое жильё. Своего согласия на расторжение договора социального найма Валентина не давала.
Доводы жалобы не содержали правовых оснований для отмены решения суда.
Суд поставил точку в этой войне. Сестра Валентины наконец-то поняла, что это не её собственная квартира и её родная сестра имеет на неё точно такие же права как и она. И приватизировать данную недвижимость в будущем придётся на троих, поэтому смысла во всей этой борьбе нет, лучше попытаться договориться.
Благодаря квалифицированной помощи наших юристов в споре сестёр была поставлена точка. Если вам необходима консультация юриста по жилищным вопросам, вы можете связаться с нами по номеру: + 7 (495) 722-99-33 или через WhatsApp.