Россия – одна из немногих стран, где до сих пор не принят отдельный закон против домашнего насилия, несмотря на то, что всё чаще можно услышать о женщинах, убитых или искалеченных своими мужьями, или детях, подвергшихся насилию со стороны родителей. Однако правовых норм, с помощью которых можно воздействовать на домашних тиранов в нынешнем законодательстве вполне достаточно. Другой вопрос, насколько эффективно они реализуются на практике.
С 2017 года шлепки и затрещины перешли в разряд административных правонарушений, что вызвало бурную реакцию общественности. Но так называемая «декриминализацией побоев» вовсе не означает, что домашние тираны останутся безнаказанными. Уголовный кодекс РФ предусматривает довольно серьёзную ответственность за причинение даже лёгкого вреда здоровью. Кроме этого в УК РФ была введена статья 116.1, предусматривающая ответственность за повторное нанесение побоев.
Административная ответственность может наступить, например за толчки или укусы. А нанесение ударов, от которых остаются синяки – это уже уголовно наказуемое причинение вреда здоровью с более серьёзными санкциями.
В результате таких изменений сложилась ситуация, что за пощёчину стало гораздо легче привлечь обидчика к ответственности, чем за более серьёзные телесные страдания. В случае с пощёчиной достаточно вызвать полицию, которая составит протокол и передаст материалы в суд. А в случае нанесения ударов, повлекших причинение лёгкого вреда здоровью, жертве придётся ещё это доказывать самостоятельно в суде.
«Дела о побоях являются сферой частного обвинения. Сами потерпевшие вынуждены идти в суд и доказывать факт насилия. Фактически закон защищает агрессора, а не жертву. Многие такие дела разваливаются, потому что женщина забирает заявление, часто – под давлением партнёра. Сотрудники МВД, как правило, разделяют предрассудки о том, что «бьёт – значит любит», а судьи ставят целью примирить стороны, а не предотвратить дальнейшее насилие», считает директор центра «Насилию.нет».
О том, как развестись с домашним тираном, читайте в статье: Развод из-за домашнего насилия с гражданином Молдавии
Административная ответственность за домашнее насилие
В настоящее время административная ответственность за побои со стороны близких людей (супруга, сожителя, родителей), совершённые впервые и без причинения уголовно наказуемого вреда здоровью, предусматривает один из следующих видов наказаний:
- административный арест на срок от 10 до 15 суток;
- штраф от 5 до 30 тысяч рублей;
- обязательные работы в течении 60-120 часов (ст. 6.1.1 КоАП РФ).
Домашнее насилие статья УК РФ
Если близкий человек снова поднимет руку, его ждёт уже уголовная ответственность в соответствии со статьёй 116.1 Уголовного кодекса РФ в виде одного из следующих наказаний:
- штрафа до 40 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период до 3 месяцев;
- обязательных работ до 240 часов;
- исправительных работ до 6 месяцев;
- ареста до 3 месяцев.
За причинение лёгкого вреда здоровью, согласно статье 115 УК РФ, грозит:
- штраф до 40 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период до 3 месяцев;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные работы на срок до 1 года;
- арест до 4 месяцев.
Тяжесть вреда здоровью определяется врачём. Критерии определения тяжести вреда здоровью указаны в Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.
Под причинением лёгкого вреда здоровью понимается временная нетрудоспособность на срок до 21 дня и стойкая утрата общей трудоспособности менее 10%.
Названные меры административной и уголовной ответственности применяются в России с момента вступления в силу поправок в Уголовный кодекс РФ от 7 февраля 2017 года (об исключении уголовной ответственности за побои или насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение вреда здоровью, в отношении близких лиц, совершённые впервые).
После принятия поправок Генсек Совета Европы направил руководству Госдумы и Совета Федерации письмо, в котором выразил обеспокоенность такими изменениями. В ответ такое давление на Госдуму было названо недопустимым, более того, принятие поправок не означает, что побои стали легализованы.
Мнение общественности разделилось, одни полагают справедливым не привлекать к уголовной ответственности за затрещину или шлепок. Другие, напротив, считают, что теперь домашние садисты останутся безнаказанными.
А каково ваше мнение на этот счёт? – Пишите в комментариях.
Изменения в уголовном законодательстве о домашнем насилии в 2021 году
В середине декабря 2020 года стало известно, что Верховный суд РФ занялся подготовкой законопроекта, касающегося введения процедуры дознания по делам о домашнем насилии. Планируется, что теперь в случае причинения лёгкого вреда здоровью в дело будет сразу вмешиваться полиция.
Председатель ВС РФ сообщил, что идёт активная работа над проектом федерального закона о совершенствовании уголовного судопроизводства по делам о нанесении побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете.
Он отметил, что по делам о домашнем насилии пострадавшие женщины вынуждены сами собирать доказательства, при этом продолжая проживать совместно с правонарушителем и опасаясь мести с его стороны. Поэтому предлагается отнести уголовные дела о побоях, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете к уголовным делам частно-публичного обвинения, по которым правоохранительными органами будет проводиться расследование.
В настоящее время, если пострадавший обратится с синяком или разбитым носом, полиция не будет проводить дознание, так как по закону это дело частного обвинения. Жертва должна сама идти в суд и себя защищать. Поэтому лишь треть обвиняемых в таких преступлениях получает обвинительный приговор, а больше половины дел прекращается. В Верховном Суде планируют такое положение дел изменить.
Закон о домашнем насилии в России
Одной из самых заметных законодательных новаций конца 2019 года стал проект нового закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», который представлен на общественное обсуждение Советом Федерации РФ. До настоящего момента закон не принят.
Семейно-бытовое насилие в проекте закона определяется, как умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.
Должностным лицам предлагается в случае установления факта совершения семейно-бытового насилия незамедлительно выносить защитное предписание.
В предписании будет прописано, что нарушителю запрещено: совершать семейно-бытовое насилие; вступать в контакты с жертвой и предпринимать попытки выяснять место её пребывания. Срок действия такого предписания 30 суток, максимально он может быть продлён на 60 дней. На это время нарушителя поставят на профилактический учёт и органы внутренних дел будут должны осуществлять за ним профилактический контроль. Ответственность за неисполнение предписания в проекте закона не указана.
Если ситуация более сложная, предлагается выносить судебное защитное предписание. Нарушителя дополнительно могут обязать пройти специализированную психологическую программу, покинуть место совместного проживания с лицами, подвергшимися насилию, и передать им их личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем.
Насколько эффективны будут такие меры сложно сказать.
Противники законопроекта обращают внимание, что закон по большей части будет направлен не на женщин-жертв насилия, а на детей. А его основная цель – получить право отбирать детей у родителей без суда и следствия. Второй момент касается психологического насилия, понятие которого весьма субъективно и будет средой для различного рода злоупотреблений.
Аналогичные законопроекты вносились в Госдуму уже 40 раз, однако ни один из них до сих пор не принят.
Статистика домашнего насилия в России
«Частичная переквалификация семейных побоев в административные правонарушения введена для «исправления» статистики. Это сделано потому, что в 2019 году правительству надо будет отчитываться по CEDAW (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированная СССР в 1982 году)», - полагает руководитель Санкт-Петербургского кризисного центра для женщин.
Официальные данные о домашнем насилии в России носят разрозненный характер, однако мы постарались их обобщить и выделить ключевые моменты.
По результатам отчета Росстата о репродуктивном здоровье населения России можно сделать следующие выводы:
- Каждая 5 женщина в России страдает от домашнего насилия.
- Более трети российских женщин подвергались вербальному насилию.
- Лишь каждая 5 женщина сообщает о случаях домашнего насилия.
Интересную взаимосвязь установили учёные между домашним насилием и уровнем образования женщин, так «уровень насилия, которое женщины испытали на протяжении своей жизни или за последние 12 месяцев, снижается по мере роста уровня их образования». Уровень домашнего насилия вдвое ниже среди женщин с высшим образованием по сравнению с теми, кто имеет неполное среднее образование.
Также вполне очевидная связь насилия прослеживается с употреблением алкоголя. Каждый 5 злоупотребляющий алкоголем мужчина, по статистике, в течение года применит насилие в отношении своей жены или сожительницы. Среди непьющих мужчин такое встречается значительно реже (в 2% случаев).
- 25% женщин, подвергшихся насилию, заявили, что травма была не настолько серьёзной, чтобы обращаться за помощью или, что это было бы бесполезно и не принесло бы ничего хорошего;
- 8% думали, что это принесло бы дурную славу семье;
- 6% боялись развода, прекращения отношений или потери детей;
- 5% боялись, что, если они расскажут о насилии, то подвергнутся ещё большему насилию.
Пережитый в детстве опыт насилия является признанным фактором последующей вовлёченности в отношения, сопряжённые с насилием.
Каждая четвёртая жертва домашнего насилия никому об этом не рассказывает, в полицию обращается лишь одна из 10 жертв, до суда доходят единицы.
Ещё одну страшную цифру можно встретить на просторах интернета – «каждые 40 минут в России от домашнего насилия погибает одна женщина». Впервые она появилась в докладе организации Amnesty International. Однако подтвердить её достоверность какими-либо официальными данными у нас так и не получилось.
По статистике МВД около 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается именно в семьях.
Согласно статистическим данным МВД РФ за 2020 году зафиксировано снижение числа преступлений на семейно-бытовой почве на на 9,5% (на 15,8% – фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 13,5% – вреда средней тяжести, на 10% – лёгкого вреда здоровью).
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) ежегодно рассчитывает индикатор насилия в отношении женщин в разных странах. Он представляется в виде данных об отношении женщин к насилию, распространённости насилия в течение жизни и уровне правовой защиты женщин от насилия и избиений (законы о насилии в семье, об изнасилованиях и сексуальных домогательствах).
Интересно, что по данным ОЭСР, законодательная защита женщин от насилия из всех стран мира отсутствует только в России и Экваториальной Гвинее.
По данным отчёта Всемирного банка «Women, Business and the Law» за 2018 год, Россия набрала ноль баллов в области законодательства по защите прав женщин, ввиду того, что в стране до сих пор не приняты законы о домашнем насилии, домогательствах на рабочем месте, сексуальном насилии на работе. По данному показателю наша страна оказалась на одном уровне с Либерией, Габоном, Ираном, Йеменом и ОАЭ. В 2019 и 2020 годах данный показатель больше не рассчитывали. Всемирный банк сформировал новую систему индикаторов, некоторые из которых включают в себя вопросы защиты прав женщин.
Данные показатели не учитывают отдельные правовые нормы о домашнем насилии, закреплённые в административном и уголовном кодексах, а принимают в расчёт лишь отдельные законодательные акты в сфере семейно-бытового насилия, отсюда и такие результаты.
ВЦИОМ в декабре 2019 года провёл собственный опрос об отношении к насилию в российских семьях. Получились следующие результаты:
- 90% россиян придерживаются мнения, что насилие в семье недопустимо (85% мужчин и 94% женщин);
- 12% мужчин ответили, что ударить при определённых обстоятельствах свою супругу возможно;
- 40% респондентов знают о насилии в семьях у знакомых, остальным такие случаи неизвестны;
- 87% женщин считают домашнее насилие важной проблемой (и 68% мужчин);
- 29% женщин считают, что если муж поднял руку один раз, его можно простить, среди мужчин такой точки зрения придерживается каждый второй;
- 4% респондентов согласны с пословицей «Бьёт — значит любит», в 2011 году согласившихся было в 2 раза больше.
В апреле 2020 года аналогичное исследование опубликовал Левада-Центр.
Женщины знают о реальных случаях насилия в 2 раза чаще, чем мужчины. Самыми информированными оказались неработающие домохозяйки. Социолог Денис Волков полагает, что это может быть связано не только с регулярным общением с такими же подругами домохозяйками, но и с большей уязвимостью неработающих женщин перед их работающими партнёрами. Треть респондентов (прежде всего мужчины) считают, что значение проблемы домашнего насилия преувеличивается.
79% респондентов (90% женщин и 65% мужчин) считают, что России необходим закон, который бы защищал женщин от насилия.
Примерно каждый 7 противник закона утверждает, что необходимые законы есть, просто их нужно соблюдать. А каждый 10 полагает, что женщина сама провоцирует мужчину, плохо себя ведёт и в конце концов она сама же такого выбрала.
Директор центра «Насилию.нет» утверждает: «В нашей стране полиции не доверяют, туда идут, когда уже нет никаких возможностей. Около 70% пострадавших от насилия обращаются за помощью к некоммерческому сектору и не идут в полицию, не веря, что помощь получат». При этом первые случаи физического насилия случаются часто, когда женщина беременна или уходит в декрет. Директор женского кризисного центра «Китеж» считает, что это происходит, потому что мужчины думают: «Ну, куда ты с подводной лодки денешься, куда пойдёшь с ребёнком». Поэтому начинают диктовать свои условия.
Жертвы домашнего насилия – дело Володиной
Члены Совета Федерации всё же не исключают, что в дальнейшем домашнее насилие может быть переведено в уголовную плоскость, причиной тому текущая правоприменительная практика.
Первое решение Европейского суда по правам человека по делу о домашнем насилии уже состоялось. ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию выплатить 20 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда 6 тысяч евро в качестве компенсации судебных расходов россиянке Валерии Володиной, подвергавшейся насилию со стороны бывшего сожителя и так и не получившей никакой помощи от правоохранительных органов.
ЕСПЧ постановил, что российские власти нарушили статьи 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод – о запрете пыток и дискриминации.
Дело Володиной – наглядный пример того, как на практике реализуется защита правоохранительными органами жертв домашнего насилия.
Бывший возлюбленный угрожал, избивал, преследовал, похищал девушку, публиковал её интимные фотографии, нападал и портил личные вещи, караулил в подъезде, она находила у себя устройства для слежки. За три года произошло огромное количество различных инцидентов. Но никакой защиты и помощи Валерия так и не смогла добиться, всё продолжалось снова и снова.
Девушка неоднократно обращалась в полицию, однако дело возбудили лишь по факту публикации её фотографий, квалифицировав это как нарушение неприкосновенности частной жизни, и спустя несколько месяцев приостановили «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности».
«Заявленные Володиной В.А. угрозы являются результатом их личных неприязненных отношений, а также ревности со стороны Салаева Р.Э.», – прокомментировали ситуацию сотрудники МВД.
Так может быть, проблема не в законодательстве о домашнем насилии, а в соблюдении и практической реализации правоохранительными органами уже существующих законов?
Валерия Володина была вынуждена уехать из России.
В своём решении ЕСПЧ подчеркнул, «эти пробелы в законодательстве наглядно показывают, что власти не признают важность проблемы домашнего насилия в России и дискриминационного эффекта, который насилие оказывает на женщин».
В России действует несколько десятков кризисных центров и убежищ для женщин, переживших насилие. Большинство из них – квартиры, где временно (на срок от нескольких месяцев до года) могут поселиться женщины с детьми, пока ищут работу, новое жильё или ждут окончания судебных разбирательств.
Осведомлённость общества о проблемах насилия постепенно растёт, «женщины стали чаще обращаться в связи с психологическим насилием, когда партнёр кричит, бьёт посуду, не даёт выходить из дома», – отметил специалист по связям с общественностью «Кризисного центра для женщин».
Появляется много литературы и интернет-ресурсов на тему домашнего насилия, не только физического, но и психологического. Например, абьюзинг – это термин обозначающий насилие, выражающееся в различных формах унижения, оскорбления, плохого отношения, игнорирования личного мнения и желаний жертвы. А абьюзер – это человек, подвергающий других насилию, оскорбляющий, унижающий, шантажирующий или принуждающий к чему-либо против воли.
Специалисты МЦПИ «Планета Закона» готовы обеспечить как юридическую, так и психологическую помощь в любой сложной семейной ситуации. Не знаете, как поступить? Как оформить развод без согласия мужа? Боитесь, что супруг заберёт детей и лишит всего совместно нажитого? Звоните нашим юристам по номеру: + 7 (495) 722-99-33 или пишите в WhatsApp.
Юристы нашей компании много лет помогают людям в разрешении самых сложных семейных вопросов, вам не придётся ходить по судам, видеться и общаться с бывшим супругом, выслушивать сцены выяснения отношений, вновь испытывать чувства угнетения и страха, наши специалисты возьмут на себя решение всех юридических формальностей.